Однонаправленные микрофоны имеют высокую чувствительность на передней части микрофона. Это позволяет устранить нежелательный фон и окружающий шум с оси направленности.
Кардиоидный микрофон: особенности и лучшие модели
Разнообразные технологии используются во многих сферах жизни. В наши дни очень популярна музыка — живые концерты, видеовыступления, записи песен молодых исполнителей. Для всего этого необходимо такое чудо техники, как микрофон. Мы поговорим о его кардиоидном варианте.
Что это значит?
Микрофон, как известно, — это устройство, улавливающее звуковую информацию на больших расстояниях. В зависимости от технических характеристик существуют поп-микрофоны, репортерские, студийные и инструментальные микрофоны. В зависимости от принципа действия — конденсаторные и динамические. Но в этой статье мы рассмотрим классификацию устройств по пространственным характеристикам диаграммы направленности. Современные микрофоны делятся на кардиоидные и суперкардиоидные.
Кардиоидный считается самым популярным. Это устройство, которое используется в мире музыки с определенной полярной диаграммой направленности. Это означает, что он улавливает звук с той или иной стороны. Этот тип микрофона предоставляет уникальную возможность для студийной записи, сценических выступлений и записи музыкальных инструментов.
Он однонаправленный, то есть улавливает звук только из одного источника; внешние воздействия сзади не влияют на выходной звук. Его головка имеет форму сердца, что обеспечивает высококачественное воспроизведение и запись звука. Микрофон работает только тогда, когда звук направлен в центр головы или в сторону. Рекомендуется сосредоточиться на точке приема звука. Иногда во время выступления певцы отклоняются от центральной точки, поэтому микрофон улавливает звук менее четко, чем хотелось бы.
Суперкардиоидный микрофон имеет более узкую зону захвата, чем кардиоидный микрофон. В остальном они очень похожи.
Однако шумоподавление у суперкардиоидного микрофона намного хуже, поскольку он улавливает звуки сзади.
Достоинства и недостатки
Плюсы:
- не улавливает источники звука позади устройства – это позволяет сделать звук чище, что очень важно на записи музыки;
- владеет отличной шумоизоляцией;
- увеличенная чувствительность к центральному звуку.
Недостатки:
- может улавливать качественно звук только по центру;
- сложная конструкция.
Что такое кардиоидный микрофон
Микро называется так потому, что его полярная диаграмма напоминает математическую кривую в форме коробки. Кардиоидная диаграмма направленности микрофона обеспечивает максимальную чувствительность спереди, вдоль оси вокального органа. Это означает, что звуки, идущие сзади, вообще не улавливаются. Кардиоидный микрофон используется в студиях звукозаписи, на концертах и в помещениях с плохой акустикой. Он не улавливает звуки с боков или сзади, поэтому музыка оркестра, сопровождающего солиста, не попадает в вокальный канал. Это позволяет звукорежиссеру точно сбалансировать голос певца и сопровождающие его инструменты. Помещения с плохими акустическими свойствами затрудняют запись из-за паразитных резонансов. Отраженные сигналы, попадающие в звуковой канал, создают ощущение музыкальной неразберихи. Односторонняя полярная диаграмма направленности микрофона обеспечивает полное устранение нежелательных шумов, что приводит к хорошему качеству записи.
Кардиоидная диаграмма направленности микрофона имеет некоторые недостатки. К ним относится заметный срез высоких частот, даже если источник колебаний находится немного смещен от центра. Не рекомендуется, чтобы певец двигал головой во время записи или выступления. Типичный недостаток однонаправленного микрофона — сильное усиление низких частот, которое необходимо корректировать во время записи. Этот тип диаграммы направленности бывает двух видов. Это гиперкардиоидная и суперкардиоидная. Вокальные органы с такой чувствительностью характеризуются несколькими отличиями.
Гиперкардиоидная система имеет узкую полосу тыловой чувствительности. В то же время фронтальная область слегка сжата по бокам. Это позволяет еще более надежно подавлять нежелательные шумы во время живого выступления. Гиперкардиоидная чувствительность дополнительно сжата, чтобы звуковой канал оставался полностью свободным от окружающих шумов. «Кроличий хвост», как называют заднюю часть ленты звукоснимателя, может стать проблемой для солиста на сцене. Просто находясь перед громкоговорителем, возникает эффект «обратной связи» или акустической обратной связи из-за чувствительности задней части. Направленные вокальные конструкции имеют определенный угол восприятия относительно центральной оси.
- Кардиоидный – 1300
- Суперкардиоидный – 115 0
- Гиперкардиоидный – 105 0
Все направленный микрофон
Устройство рассчитано на круговую или, точнее, глобальную чувствительность. Несмотря на глобальную чувствительность, которая позволяет принимать сигналы со всех направлений, устройства используются в вещании и звукозаписи. Микрофоны с круговой чувствительностью используются для записи больших симфонических оркестров, хоровых выступлений и репортажей. Уровень высоких частот не зависит от положения исполнителя относительно центральной оси. Циклические поля не имеют эффекта близости, при этом низкие частоты доминируют во всем звуковом диапазоне.
Двунаправленный микрофон
Еще одним инструментом для записи звуковых колебаний является двухсторонний микрофон. Его диаграмма направленности напоминает восьмерку. Конструкция имеет две полосы с высокой чувствительностью. Это передняя и задняя полосы. Звуковые колебания, идущие с боков, не улавливаются. Устройства такого типа используются на концертах, когда поет дуэт или два исполнителя играют на простых инструментах. Использование восьмерки очень полезно для репортажей и интервью.
Кардиоидный микрофон
Подходит для: Документальных фильмов, свадеб и других мероприятий.
Кардиоидная полярная диаграмма направленности очень универсальна. Кардиоидные микрофоны бывают всех форм и размеров. Эти микрофоны с широкой полярной диаграммой не следует путать с кардиоидными и суперкардиоидными микрофонами. В помещениях с неконтролируемыми источниками звука кардиоидные микрофоны также улавливают фоновый шум.
Гиперкардиоидный микрофон (мини-пушка)
Хорошо подходят для: Камерные инсталляции, документальные фильмы, запись звуков инструментов.
Гиперкардиоидные микрофоны имеют дискретную полярную диаграмму и подходят для записи звуков от конкретных источников. Существуют также петличные микрофоны с суперкардиоидной характеристикой, но большинство суперкардиоидных микрофонов являются пушечными. Несмотря на специфические характеристики различных марок, основное различие между суперкардиоидными и гиперкардиоидными микрофонами заключается в количестве шума, улавливаемого сзади и с боков. Гиперкардиоидные микрофоны обычно используются для записи звуков инструментов.
Суперкардиоидный микрофон (пушка)
Подходит для: Запись реалити-шоу и сценарных постановок.
Гиперкардиоидные микрофоны наиболее популярны среди независимых кинематографистов, поскольку направленность этих микрофонов позволяет записывать звук (в определенной степени) изолированно от фонового шума. Гиперкардиоидные микрофоны обычно имеют форму пушек, которые крепятся к микрофонной штанге (boom) или непосредственно к камере (top). Обратите внимание, что гиперкардиоидные микрофоны улавливают часть звука от источников, расположенных за микрофоном. Поэтому, если вы прикрепили к камере суперкардиоидный микрофон, во время записи старайтесь вести себя как можно тише.
Всенаправленная диаграмма (Omni, Omnidirectional)
Всенаправленные микрофоны имеют одинаковую чувствительность во всех направлениях. Их не нужно направлять в сторону источника сигнала.
Их преимуществом является естественное, открытое, реалистичное звучание, даже при записи инструментов с низким уровнем тона, и ровная частотная характеристика.
Они подходят для студий с хорошей акустикой, низкочастотных записей живых групп и записей с отражением от помещения.
С другой стороны, всенаправленные микрофоны не могут отсечь нежелательный фоновый шум и имеют тенденцию «закручиваться», поэтому их нельзя использовать в шумных помещениях.
Всенаправленные микрофоны часто используются вместе с микрофонами типа lavalier для ведущих и репортеров, поскольку человек может свободно двигаться и не беспокоиться о том, что звук будет восприниматься слишком тихо.
Двунаправленная диаграмма / восьмерка (Bidirectional / Figure of 8)
Двухсторонняя диаграмма направленности имеет две одинаковые зоны приема сигнала, расположенные друг напротив друга — спереди и сзади микрофона. С боков звук не улавливается.
Угол записи с каждой стороны составляет около 90 градусов. Это делает микрофон подходящим для записи интервью или, например, вокального дуэта.
Они используются в технике стереозаписи Blumlein и mid/side.
Благодаря своей конструкции все ленточные микрофоны имеют двухстороннюю характеристику.
Применение на практике
Кардиоидная характеристика. Живой звук, студийная запись (особенно в неподготовленных акустических условиях). Подходит для четкой записи вокала и всех инструментов, включая ударные.
Гиперкардиоидная и суперкардиоидная характеристика. Живые концерты с высоким уровнем шума. Студийные записи с особыми требованиями: например, запись на малый барабан с минимальным вмешательством хай-хэта.
Микрофонная пушка (дробовик/лобар). Видеопроизводство и кинопроизводство — для записи голоса и полевых записей.
Микрофоны с всенаправленной характеристикой. Студийные записи, записи инструментов (например, акустической гитары) в акустически подготовленном помещении, записи хоров или оркестров, записи движущихся объектов.
Двухсторонние направленные микрофоны (восьмиполосные микрофоны): Стереозапись, запись или потоковая трансляция интервью с двумя людьми.
При использовании однонаправленных микрофонов учитывайте следующие факторы:
эффект приближения — он проявляется в усилении низких частот по мере приближения источника звука к микрофону. Этот эффект часто возникает при использовании однонаправленных микрофонов и особенно выражен при использовании всенаправленных микрофонов. Этот эффект не возникает при использовании всенаправленных моделей. Хотя эффект близости изменяет частотную характеристику и снижает разборчивость, иногда он используется намеренно, чтобы сгустить звук, добавить теплоты и усилить нижние регистры.
Внеосевая окраска — возникает, когда звук попадает в микрофон не по главной оси направленности. Частотная характеристика микрофона может меняться в зависимости от угла падения сигнала. Высокие частоты наиболее подвержены этому эффекту.
Фактор расстояния связан с расстоянием источника звука от микрофона и балансом между звуком прямого источника и фоновым шумом. Для достижения одинаковых результатов между всенаправленным и кардиоидным микрофонами, первый следует располагать ближе к источнику звука, а второй — дальше.
Если коэффициент расстояния для всенаправленного микрофона равен 1, то для кардиоидного микрофона он составляет 1,7, что означает, что с помощью кардиоидного микрофона на расстоянии 17 см можно добиться такого же соотношения сигнал/шум, как и с помощью всенаправленного микрофона на расстоянии 10 см.
Другие виды диаграмм направленности
Помимо пяти основных типов диаграмм, существует несколько вариантов, расширяющих направление улавливания сигнала. В каждом случае нестандартные диаграммы являются вариациями основных диаграмм.
Полусферическая диаграмма
Разновидность всенаправленной диаграммы, которая использует только половину сферы. Полусферическая или полусферическая диаграмма имеет те же преимущества и недостатки, что и всенаправленная диаграмма.
Нулевая точка диаграммы составляет 180 градусов — микрофон отсекает все, что находится за ним. По этой причине микрофоны с полусферической полярной диаграммой часто используются для усиления звука на больших площадях, например, на сцене концертного зала во время выступления дикторов.
Субкардиоидная диаграмма
По сравнению с почкой, гипокардиоида чувствительна ко всему, что находится перед ней. Гипокардиоида хуже улавливает задний шум, поэтому сигналы сзади звучат гораздо тише.
Полярная диаграмма не имеет нулевых точек — гипокардиоидные микрофоны улавливают как то, что находится перед ними, так и то, что находится позади них. По этой причине широкая субкардиоида обеспечивает естественное звучание всенаправленной диаграммы направленности и относительную направленность в определенном направлении, характерную для кардиоиды.
Узкая восьмёрка (шотган)
Узкая восьмерка используется в микрофонах типа «дробовик», которые представляют собой устройства с узкой полярной диаграммой направленности для улавливания звука в особо шумной обстановке. Этот тип микрофонов подходит для фокусировки на источнике звука в шумной обстановке, например, на сцене. Направляя микрофон в форме восьмерки на источник сигнала, можно уловить звук с большого расстояния и устранить нежелательный фоновый шум.
Чем чревато использование неподходящей диаграммы направленности?
Падение сигнала из-за неправильного расположения микрофонов может испортить любую запись. Например, в звукозаписи все микрофоны, расположенные вблизи барабанов, могут быть чрезмерно активными, что сделает невозможным выделение ударной установки из общего микса.
В таких случаях добавление нескольких децибел громкости в канал громкости приведет к резкому и неприятно усиленному звуку сплеша или других тарелок в миксе, если это ударные. Таким образом, если вы усилите один из треков, другие сигналы ударных будут усилены, нарушая звуковой баланс и портя микс.
Еще одна проблема, которая может быть вызвана неправильным выбором диаграмм и неправильным размещением микрофонов в помещении, — это соединение вокальной и гитарной дорожек при записи исполнителя с инструментом. Вместо того чтобы разделить вокальную дорожку с едва слышной гитарой и гитарную дорожку с запоминающимся голосом, неправильное размещение приводит к тому, что записываются два одинаковых канала.
Нули различных полярных диаграмм позволяют микрофону улавливать то, что вам нужно, и отсекать то, что вам не нужно. Знание диаграмм позволит вам выбрать правильный микрофон и расположить его так, чтобы минимизировать все, что вы не хотите записывать, но получить то, что вам нужно.
Вместо заключения: какая диаграмма лучше?
Диаграммы предназначены для различных ситуаций записи, поэтому вопрос о том, какая полярная диаграмма микрофона лучше, не имеет смысла. Лучшей диаграммы просто не существует: каждая полярная диаграмма имеет свои преимущества и недостатки, но только в пределах диапазона возможных применений.
Всенаправленный
- Забирает звук со всех сторон;
- Отлично подходит для записи комнаты и естественного звучания помещения;
- Не имеет нулевых точек — записывает всё, что слышит;
- Обладает низкой чувствительностью к сложным звукам: взрывным согласным, сибилянтам и прочим;
- Не проявляет эффекта близости;
- Микрофоны с всенаправленной диаграммой обладают повышенной чувствительностью в низкочастотном диапазоне;
- Подходит для записи оркестров, больших коллективов;
- Отличается малой стоимостью.
Кардиоидная диаграмма направленности
- Записывает сигналы в широкой области перед собой, но не теряет сфокусированности на источнике;
- Хорошо отсекает окружающие шумы;
- Эффект близости позволяет управлять звучанием без применения дополнительных обработок;
- Нулевая точка располагается сзади (180 градусов);
- Достаточно универсальна: подходит для записи вокала, музыкальных инструментов и прочих источников сигнала.
Гиперкардиоидная диаграмма направленности
- Отлично подходит для подзвучивания конкретных объектов в широкой области (например, на сцене);
- Обладает лучшей изоляцией от окружающих звуков в сравнении с кардиоидой;
- Обладает меньшей чувствительностью к звучанию комнаты, что позволяет записывать только источник сигнала;
- Эффект близости выражен менее активно в сравнении с кардиоидой;
- Нулевая точка располагается в области 126 градусов;
- Подходит для вокала, записи речи, музыкальных инструментов.
Гиперкардиоидная диаграмма направленности
- Максимальная сфокусированность на конкретном источнике звука;
- Отсечение большинства окружающих сигналов, призвуков и прочих подобных звуков;
- Минимальное проявление фидбека;
- Эффект близости выражен менее активно в сравнении с кардиоидой и суперкардиоидой;
- Нулевая точка располагается в области 110 градусов;
- Подходит для записи источников в шумном окружении.
Двунаправленная диаграмма направленности (восьмерка)
- Запись объектов перед и за собой с одинаковым уровнем громкости сигнала;
- Отсечение всех боковых звуков и шумов;
- Возможность стереозаписи объектов, расположенных с двух сторон от микрофона;
- Нулевая точка находится на отметке 90 градусов;
- Подходит для записи интервью, записи комнаты.
Правильная конфигурация диаграммы направленности и правильное размещение микрофона в помещении — это то, что отличает отличную запись от Франкенштейна, прошедшего через десятки правок, твиков и тонны постобработки. В целом, понимание полярных паттернов улучшает размещение микрофонов и, следовательно, приводит к лучшим результатам записи.
Внешний вид
Усилители звука бывают разных форм:
Стойка — это настольная подставка для записывающего инструмента. Микрофонная стойка используется для установки инструмента на полу. Стойка необходима для проводного микрофона на концерте, когда им пользуется много людей. Она позволяет легко прикреплять и отсоединять устройство от стойки. Поролоновый ветрозащитный экран или меховая защита защищает качество звука от посторонних шумов. Антивибрационный подвес необходим для изоляции различных звуковых помех. Приемник позволяет корректировать звук, усиленный микрофоном: регулировать громкость, уменьшать или усиливать низкие частоты. Микрофонный адаптер необходим, если интерфейсы микрофона и приемника не совпадают. К ним относятся: Mini jack — 2x mini jack, съемная звуковая карта USB с микрофоном и входом для наушников. Внешний предусилитель необходим, если устройство не имеет встроенного предусилителя. Ламповый предусилитель обеспечивает «бархатистое» звучание, а транзисторный предусилитель без изменений передает все особенности звучания.
Интересно знать: Чем меньше коэффициент искажений (до 0,1 %), тем выше качество приемника.
Выводы
Выбор правильного микрофона очень важен:
- 1. Определиться с его назначением. Можно найти универсальную модель для концерта, конференции, записи звуков природы.
- 2. Разобраться с типами преобразователя звуков. Конденсаторный тип используется в студиях звукозаписи, электретный будет хорош для общения через интернет. Динамический прибор незаменим на концертах для усиления голоса и музыкальных инструментов. А мягкий звук вы получите с ленточным устройством.
- 3. Выяснить необходимую направленность модели. Для работы на мероприятиях с разными участниками нужна будет круговая направленность. На концерте понадобится однонаправленный кардиоидный тип. При записи интервью или дуэта выбирайте двунаправленный («восьмерку»).
- 4. Остановиться на типе подключения. Если придется много двигаться, то лучше приобрести беспроводную модель. Но с проводными приборами не возникнет проблем из-за низкого заряда батареи.
- 5. Проверить нужные частотные характеристики и чувствительность. Записывать басовые нужно на устройство с частотой от 16 Гц, а для духовых понадобится более 16 000 Гц. Микрофоны с диапазоном от 8 до 40 мВ/Па хорошо «чувствуют» тихие и далекие звуки при определенной громкости.
- 6. Добавить необходимые аксессуары. В видеорепортаже на улице понадобится ветрозащита, антишоковый подвес и держатель для микрофона. На конференции или интервью для установки прибора на поверхности стола нужна тренога, а на сцене — стойка для микрофона. Если входы кабеля и усилителя не совпадают, нужен адаптер. Ресивер и внешний предусилитель помогут «отстроить» звук вашего голоса.
Теперь вы знаете, какие характеристики необходимы для выбора «идеального» микрофона. Выглядите блестяще!
Кардиоидные и суперкардиоидные микрофоны
Гиперкардиоидные микрофоны имеют более узкую полярную диаграмму направленности, чем стандартные кардиоидные микрофоны, что означает, что они улавливают еще меньше звука с боков. Эта конструкция еще больше фокусируется на том, что находится непосредственно перед микрофоном, чем кардиоидная конструкция.
Угол, под которым микрофон улавливает наибольшее количество звука, называется «углом захвата». Кардиоидный микрофон обычно имеет угол захвата около 180 градусов, а суперкардиоидные микрофоны имеют более узкий угол — около 150 градусов. Другой тип кардиоидного микрофона, суперкардиоидный, имеет еще более узкий угол захвата.
Вернемся к предыдущему примеру: Если бы вы говорили в суперкардиоидный микрофон и отошли подальше, звук вашего голоса затухал бы еще быстрее. Однако эта повышенная направленность — не единственное различие между кардиоидными и суперкардиоидными микрофонами.
Суперкардиоидные микрофоны имеют отличия в звучании по сравнению с кардиоидными микрофонами. Это не всегда так, но суперкардиоидные микрофоны часто имеют более яркий звук, чем типичные кардиоидные микрофоны, с более высокими частотами.
Если вы когда-нибудь говорили в микрофон, вы могли заметить, что ваш голос звучал тем басовитее, чем ближе вы подходили к микрофону. Это увеличение басов по мере приближения известно как эффект близости и является проблемой для кардиоидных микрофонов и их суперкардиоидных и гиперкардиоидных вариантов.
Из-за повышенной направленности эффект близости становится еще более заметным для суперкардиоидных микрофонов. Это не обязательно проблема, но стоит обратить на нее внимание.
Гиперкардиоидные микрофоны выпускаются как в стандартной версии XLR, так и в виде USB-микрофонов.
Когда следует использовать суперкардиоидный микрофон?
Существует множество ситуаций, когда вы можете предпочесть суперкардиоидный микрофон кардиоидному. Суперкардиоидные микрофоны особенно полезны, когда важна направленность.
Если вы поете или обеспечиваете звукоусиление живой группы, суперкардиоидные микрофоны идеально подходят для того, чтобы был слышен только голос певца. Это помогает держать другие инструменты на сцене подальше от вокального микрофона. Однако такая направленность также полезна, если вы ведете стриминг на Twitch и не хотите подслушивать разговоры соседей по комнате.
Простой микрофон с суперкардиоидной полярной диаграммой направленности
Шур Бета 58А
Shure Beta 58A похож на другие флагманские вокальные микрофоны компании, но суперкардиоидный капсюль означает, что он может еще лучше подавлять другие инструменты на сцене. Он настолько совершенен, насколько позволяет репутация Shure.
По этой же причине многие микрофоны, используемые в видеопроизводстве, являются суперкардиоидными. Этот тип микрофонов отлично передает голос человека и минимизирует фоновый шум.
Когда следует избегать суперкардиоидных микрофонов?
Одной из основных причин, по которой следует избегать суперкардиоидных микрофонов, является упомянутый выше эффект близости. Он не только может привести к тому, что ваш голос станет слишком тяжелым в басах, но и чувствительность к вокальным взрывам (например, хлопающие звуки, такие как слова, заканчивающиеся на «р») также может стать проблемой для суперкардиоидных микрофонов.
Во-вторых, полярная диаграмма направленности означает, что вы не должны использовать суперкардиоидный микрофон в ситуациях, когда микрофон закреплен, а объект съемки — нет. Суперкардиоидный микрофон улавливает только то, что находится непосредственно перед ним, и любое изменение будет слышно.
Наконец, суперкардиоидные микрофоны отлично подходят для многих целей, но улавливание атмосферы помещения не входит в их число. В любой ситуации, когда вы пытаетесь уловить естественный резонанс помещения, лучше использовать всенаправленный микрофон, например Electro-Voice 635A, или даже пару кардиоидных микрофонов, например Lewitt LCT 040.
Программы для Windows, мобильные приложения, игры — ВСЕ БЕСПЛАТНО, на нашем личном Telegram-канале — Подписывайтесь:)