Как проверить и отремонтировать двигатель стиральной машины. Как проверить двигатель стиральной машины.

Выяснить, есть ли проблема со щетками, можно, подключив двигатель. Если вы подключили кабель к сети, а машина искрит при вращении, значит, дело в щетках.

Как проверить и отремонтировать двигатель стиральной машины

Причин неисправности автоматической стиральной машины может быть много. Наиболее распространенными являются ошибка потребителя при эксплуатации, неправильная загрузка белья, некачественное моющее средство, заводской брак при изготовлении, слишком жесткая водопроводная вода и т.д.

Любой компонент бытовой техники может выйти из строя. В зависимости от серьезности неисправности может потребоваться простой ремонт стиральной машины, который вы можете выполнить самостоятельно в домашних условиях. В более серьезных случаях вам придется обратиться за помощью к профессиональному технику, который сможет определить причину и выполнить сложный ремонт.

Самой важной частью стиральной машины является двигатель. Его основная задача — вращать барабан. Его поломка может привести к серьезной проблеме, вплоть до выхода из строя всей стиральной машины.

Смотрите также —

Мою стиральную машину бьет током — что делать?

Читайте также: Устранение неисправностей стиральных машин Siemens — ремонт своими руками.

Типы двигателей

В стиральных машинах чаще всего используются следующие типы двигателей:

Рассмотрим подробнее каждый тип двигателя и то, как можно проверить его работоспособность.

Асинхронный двигатель

Этот мотор раньше использовался в стиральных машинах. Он не очень эффективен и поэтому редко используется в современных машинах. По сравнению с современными электродвигателями он является самым простым и надежным, поэтому ломается гораздо реже, чем другие типы двигателей.

как проверить и отремонтировать двигатель стиральной машины. как проверить двигатель стиральной машины. 2

Проверить правильность работы этого типа двигателя в домашних условиях достаточно сложно. Он напрямую соединен с барабаном. Если вам все же удалось до него добраться, то знайте, что в большинстве случаев мотор выходит из строя из-за износа подшипников. В электродвигателе их два.

Они используются для вращения вала ротора. Случается также, что выходят из строя обмотки, но реже. При неправильном хранении и эксплуатации стиральной машины может произойти поломка двигателя, например, из-за нарушения изоляции обмоток.

Первое, что необходимо сделать, — это визуальный осмотр. Это относится ко всем типам двигателей. Обратите внимание на целостность краски на корпусе двигателя. Отсутствие краски в некоторых местах может указывать на чрезмерный нагрев двигателя. Лучший способ визуального осмотра двигателя — его разборка.

Процедура демонтажа асинхронного двигателя:

  1. открутить винты;
  2. сделать пометки рисками, расположение крышек относительно корпуса;
  3. снять вентилятор, открутив два болта;
  4. снять переднюю и заднюю крышку двигателя, предварительно открутив винты.

Необходимо осмотреть ротор. При осмотре могут быть обнаружены повреждения, связанные с оплавлением или почернением ротора. В этом случае ротор необходимо заменить. Затем необходимо осмотреть статор. При осмотре может быть обнаружен сгоревший изоляционный лак. Это может указывать на повреждение между обмотками. В этом случае необходимо перемотать обмотку. Однако предпочтительнее заменить весь компонент.

Если визуальный осмотр не дал результатов, целостность обмотки следует проверить с помощью мультиметра. Следует проверить пусковую и рабочую обмотки. Асинхронный двигатель от старой стиральной машины имеет три провода. Все обмотки проверяются относительно друг друга, а также относительно корпуса. Если они имеют хоть какое-то сопротивление, это означает, что в обмотках есть неисправность. В этом случае двигатель необходимо отправить в стабильную ремонтную мастерскую для перемотки обмоток. Таковы основные методы проверки асинхронного электродвигателя в домашних условиях.

Коллекторный двигатель

В современных стиральных машинах часто используется электродвигатель. Он имеет ремень привода барабана и легко снимается с машины, поэтому проверка двигателя не представляет особой сложности.

как проверить и отремонтировать двигатель стиральной машины. как проверить двигатель стиральной машины. 3

Двигатель необходимо извлечь из корпуса стиральной машины, предварительно открутив стенку корпуса. Обычно он расположен под баком. После извлечения двигателя ротор и статор соединяются последовательно.

На концы этой цепи подается напряжение 220 вольт. В целях безопасности последовательно с цепью должен быть подключен элемент нагрузки мощностью более 500 ватт. Для этого последовательно с цепью должен быть подключен нагревательный элемент или мощный нагревательный элемент. Это предотвращает полный отказ двигателя в случае короткого замыкания обмотки.

Проверка статора

Как и при проверке ротора, вам понадобится мультиметр, который должен обнаружить неисправность между обмотками по сигналу, подаваемому при последовательном замыкании всех концов проводки.

Читайте также: Стиральная машина не нагревает воду — замените нагревательный элемент.

Также следует проверить машину на наличие неисправной проводки. Для этого подсоедините один конец мультиметра к корпусу стиральной машины и поочередно закорачивайте другой конец жгута проводов. Если вы услышите шум, это означает, что изоляция повреждена и стирально-сушильную машину может ударить током.

Важно. При обнаружении подобных проблем рекомендуется купить новый двигатель, так как ремонт может оказаться дороже.

Как проверить двигатель стиральной машины

Если стирально-сушильная машина перестала работать, причиной может быть неисправный двигатель. Прежде чем покупать новый мотор, проверьте мотор стиральной машины и выясните причину неисправности. В большинстве случаев его можно отремонтировать

В этой статье мы поговорим о том, какие бывают типы моторов и каковы особенности их проверки своими руками.

как проверить двигатель стиральной машины

Как работает двигатель стиральной машины: разновидности

Прежде чем проводить диагностику, необходимо понять, какой тип двигателя установлен в вашей стиральной машине и как он работает. Существует три основных типа: асинхронный двигатель, двигатель с коммутатором и инверторный двигатель.

  • Асинхронный устанавливается в стиралках Bosch, Сименс, Милле, Ардо и Канди. Дешевый и тихий мотор имеет простую конструкцию: статор и ротор. Большие габариты и низкая производительность оставили асинхронный двигатель в прошлом. Поэтому он использовался в ранних моделях вышеуказанных машин.

как работает двигатель стиральной машины: разновидности

  • Коллекторный двигатель сегодня активно используется в марках СМА Indesit (Индезит), Аристон, Занусси, Электролюкс, Самсунг, Веко. Мотор ременного типа имеет компактные габариты и достаточную мощность. Передает обороты с помощью ремня на шкив барабана. Его конструкция немного сложнее предыдущего типа: статор, ротор, две щетки и таходатчик, который контролирует его обороты.

как работает двигатель стиральной машины: разновидности

  • Прямоприводной (инверторный) современный двигатель только начал покорять пользователя. Устанавливается на моделях LG, Самсунг. Мотор не имеет ремня, а напрямую крепится к барабану, передавая ему обороты. Его строение схоже с асинхронным мотором, но прямоприводной компактен, мощен и редко выходит из строя.

как работает двигатель стиральной машины: разновидности

Как проверить исправность двигателя своими руками

Поскольку в настоящее время используются только коммутаторные и инверторные двигатели, давайте рассмотрим, как их диагностировать.

Прямоприводной тип

Проверить их в домашних условиях достаточно сложно. Можно использовать системный тест, если в вашей модели стиральной машины он предусмотрен. Самодиагностика также может показать код ошибки на дисплее машины. Если вы расшифруете код, вы узнаете, в чем проблема и нужно ли вызывать техника.

прямоприводной тип

Если вы решили снять двигатель, сделайте это правильно:

  • Отключите стиральную машинку от питания.
  • Снимите заднюю крышку, выкрутив болты по периметру.
  • Под ротором двигателя расположены винты, которые крепят проводку. Их нужно выкрутить.
  • Выкрутите центральный болт, удерживающий ротор. Для этого используйте головку на 16 (для модели LG).
  • При откручивании болта второй рукой удерживайте ротор, чтобы он не вращался.
  • Снимите сборку ротора.
  • За ней расположена сборка статора, которую удерживают 6 болтов.
  • Для их выкручивания возьмите головку на 10.
  • Отсоедините разъемы проводки от статора.

Начать можно с осмотра двигателя и проверки его работоспособности.

Коллекторный тип

Существует несколько способов проверки коллекторного двигателя. Существует несколько способов проверки двигателя:

  • Снимите заднюю крышку СМА.
  • Отсоедините провода от двигателя.

коллекторный тип

Приступайте к диагностике. Соедините провода обмотки статора и ротора, как показано на рисунке ниже. Затем подключите обмотку к току 220 вольт. Если ротор начнет вращаться, то устройство считается неисправным.

Этот метод имеет некоторые недостатки. Во-первых, вы не сможете точно проверить работоспособность двигателя, тем более что он работает в разных режимах. Во-вторых, при прямом подключении есть риск повредить двигатель в случае короткого замыкания.

По этим причинам в данной цепи можно установить балласт, который будет выполнять функцию защиты. В качестве балласта можно использовать нагревательный элемент от стиральной машины. Подключение должно быть выполнено, как показано на рисунке:

В этом случае элемент начинает нагреваться в случае короткого замыкания и защищает двигатель от ожогов.

Поскольку коллекторный двигатель состоит из нескольких элементов, необходимо проверить их все.

Электрические щетки

По бокам корпуса двигателя расположены две щетки. Поскольку они изготовлены из мягкого материала, со временем они изнашиваются. Снимите щетки с корпуса и, если они изношены, установите новые.

Это интересно:  Ошибка UE стиральной машины Samsung. Ue на стиральной машине.

электрические щетки

Выяснить, есть ли проблема со щетками, можно, подключив двигатель. Если вы подключили кабель к сети, а машина искрит при вращении, значит, дело в щетках.

электрические щетки

Вы можете купить новые детали в магазине, показав старые щетки или назвав модель машины.

Проблема в ламелях

Ток передается на ротор через щетки. Поскольку пластины приклеены к валу, они могут отсоединиться, если двигатель заглохнет. Небольшие отсоединения можно устранить, вращая коллекторы на токарном станке. Стружка тщательно зачищается мелкой наждачной бумагой.

Выявление неисправностей

Перед ремонтом двигателя в домашних условиях выясните, какой из трех типов двигателя используется в вашей стиральной машине.

Асинхронный

Устаревший тип. Несмотря на свою простоту — магниты в обмотках ротора и статора, отсутствие втулок и отбойников — он был вытеснен с рынка современной бытовой техники из-за низкой мощности и внушительных размеров. Сейчас он используется пользователями только в качестве генератора — собранный агрегат может работать без ремонта 30 и более лет. Как потребитель он бесполезен: Он отдает только половину энергии, которую берет из сети, а остальное уходит на потери во время работы.

Его улучшенная версия — шаговый двигатель с десятью обмотками, для которого требуется плата импульсного драйвера. При использовании шагового двигателя низкий КПД устраняется — «шаговик» имеет очень сильный импульс (крутящий момент, возникающий при подаче последовательных импульсов тока на разные катушки).

Однако такая система не используется в автоматических стиральных машинах — скорость слишком высока, для тактовой частоты в несколько десятков килогерц потребовался бы мощный высокочастотный драйвер.

Коллекторный

Зато КПД у нее гораздо выше. Ротор и статор состоят из ряда независимых обмоток, соединенных последовательно. Контур ротора разделен на десять секторов обмотки, каждый из которых имеет пару ламинаций — скользящих контактов из меди или омедненных контактов, прикрепленных к валу. Количество ламинаций может достигать 20 и более, в зависимости от числа обмоток.

Для предотвращения износа пластин вместо медных контактов используются графитовые щетки. Щетка имеет форму параллелепипеда, «кирпичика» длиной до нескольких сантиметров, соединенного с прижатым к нему медным или латунным контактом, к концу которого прикреплена медная нить.

Графит имеет сопротивление в сто раз больше, чем медь, но его проводимости достаточно, чтобы обеспечить обмотки ротора необходимым количеством тока — они имеют сопротивление 1-4 Ом.

Ротор соединен последовательно со статором, обмотки которого, как и первичная обмотка трансформатора, имеют сопротивление до 200 Ом.

Прямоприводной

Он имеет более высокую мощность благодаря дополнительной намагниченности неодимовыми постоянными магнитами. Он стоит значительно дороже других двигателей, но, как и шаговые двигатели, имеет высокий КПД — около 90-95%. Ему не нужны ремни или шестерни для передачи крутящего момента на барабан.

Если двигатель не вращается или работает нерегулярно, первое, что следует сделать с двигателем с коммутатором, — это проверить состояние щеток. Если они изношены, то их размер во много раз меньше, чем у новых. Графит — мягкий материал и быстро изнашивается при длительном использовании. Это основной недостаток двигателя с коммутатором.

Если щетки целы, проверьте целостность ребер. Почерневшие ребра можно очистить с помощью тонкой наждачной бумаги или на токарном станке в мастерской. После очистки удалите абразивный материал с планок.

Если лопатки полностью изношены, необходимо заменить весь ротор, так как эти контакты не могут быть заменены. Желательно иметь поблизости такой же или аналогичный двигатель с полностью исправным ротором. Если щетки и лопатки целы, проверьте обмотки ротора и статора.

Советы

  • Раз в полгода-год проверяйте состояние смазки подшипников мотора. Если она на исходе, очистите вал от остатков старой смазки и добавьте новую. Не используйте индустриальное масло – оно быстро высыхает при 50-80 градусах.
  • Не перегружайте машину, «гоняя» её на пределе. Если модель предусматривает 7 кг белья, нагрузите на 5-6 кг.
  • Снизьте обороты во время отжима, особенно когда белья много (околопредельный вес). Вместо 1000 оборотов в минуту лучше использовать 400-600.
  • Лёгкие вещи требуют освежающей стирки – один основной цикл, одно полоскание, один отжим. Не затягивайте стирку на 3 часа, когда загрязнения белья невелики. Если есть сушилка и утюг, можно не пользоваться режимом сушки и лёгкой глажки.
  • Зафиксируйте машину, установив её в небольшое углубление, на сантиметр «утопив» ножки в пол. На высоких оборотах она не сдвинется с места.
  • Не подвешивайте СМА на кронштейнах над полом, даже если стена выполнена из железобетона. Поймав резонанс при тряске во время отжима белья, можно и дом завалить.
  • Если питающее напряжение в вашей сети часто меняется, используйте высокомощный стабилизатор или ИБП, выдающий стабильные 220 вольт.
  • При проверке двигателя на работоспособность включайте его последовательно через ТЭН машины – неисправные обмотки будут сохранены, так как в случае их малого сопротивления, замыканий спираль ТЭНа будет быстро нагреваться.
  • В проводке (линии) розетки, в которую включается СМА, должен задействоваться дополнительный дифавтомат.

Стиральная машина, как и любой другой бытовой прибор, нуждается в бережном отношении и своевременном обслуживании. Тогда она будет работать 10-20 лет без особых проблем.

В следующем видеоролике проводится диагностика и ремонт двигателя.

Как проверить ТЭН стиральной машины мультиметром

Нагревательный элемент в стиральной машине может изнашиваться и засаливаться — солями металлов из жесткой воды. Нагревательный элемент сгорает и передает разряд на металлические части прибора, например, на корпус.

Как проверить нагревательный элемент стиральной машины с помощью мультиметра:

  1. Вскройте корпус прибора, снимите заднюю стенку. У некоторых моделей приборов ТЭН расположен за передней крышкой.
  2. Включите тестер в режим, измеряющий сопротивление (на 20к).
  3. Найдите контакты ТЭНа. Дотроньтесь до них щупами. Исправный ТЭН должен давать сопротивление приблизительно 0,2-0,3 Ома.
  4. Извлеките ТЭН для его прозвонки.
  5. Переключите мультиметр в режим прозвонки.
  6. Установите один из щупов на корпус ТЭНа (спираль), а второй — на один из контактов. Мультиметр не должен пищать. Если это происходит, в ТЭНе есть пробоина, его нужно заменить.

Проверка датчика температуры

Датчик температуры расположен на контактной стороне нагревательного элемента. Он состоит из небольшой металлической трубки с пластиковым наконечником. Как проверить датчик температуры стиральной машины мультиметром?

  1. Извлеките ТЭН, выньте термодатчик.
  2. Зачистите датчик от накипи. Сделать это можно с помощью ножа, мелкозернистой наждачной бумаги.
  3. Переведите мультиметр в режим, измеряющий сопротивление (на 20к).
  4. Приложите щупы к контактам датчика. Тестер должен показать сопротивление, в пределах 10-20 кОм.
  5. Удерживая щупы на контактах, зажмите датчик в руке и нагрейте его. Также можно положить его на батарею или опустить в горячую воду. Исправный датчик температуры начнет уменьшать сопротивление.

Проверка двигателя

Специалисты рекомендуют проверить двигатель стиральной машины с помощью мультиметра на наличие следующих неисправностей:

  1. Прибор заливает и сливает воду, но не вращает барабан.
  2. Стиральная машина включается, начинает вращать барабан на предельной скорости и останавливает его. Процесс повторяется.
  3. Из передней части прибора слышен сильный шум, возможно, виден дым или искры.

Существует три типа двигателей стиральных машин:

  1. Асинхронные. Использовались в старых моделях приборов, имеют низкий КПД.
  2. Коллекторные. Устанавливаются в большинстве современных приборов. Имеют классическую систему передачи энергии от мотора на барабан с помощью ремня.
  3. Прямого привода или бесколлекторные. Двигатели, устанавливаемые непосредственно на обратной стороне задней стенки барабана. Не используют ременную передачу. Ошибки в работе такого типа моторов обычно выводятся в виде кода на дисплее. Эксперты Miele не рекомендуют самостоятельно проверять двигатели прямого привода — стоит обратиться к специалистам.

Как проверить асинхронный или коллекторный двигатель стиральной машины мультиметром?

  1. Снимите заднюю стенку стиральной машины. Двигатель расположен под баком и жестко закреплен на шпильках или болтах.
  2. Включите мультиметр в режиме измерения сопротивления (20к).
  3. Найдите на двигателе элемент, из которого выходят провода различных цветов.
  4. Приложите щупы к выходу двух красных проводов. Исправный двигатель покажет сопротивление около 70 Ом. Это позволяет определить поломку датчика якоря, с которого снимается скорость, с которой вращается барабан.
  5. Приложите щупы к выходу синего и фиолетового проводов. Сопротивление должно быть от 1 до 7 Ом. Свидетельствует об исправности угольных щеток, передающих энергию от статора к ротору.
  6. Приложите щупы к выходу оставшихся трех проводов. Поочередно измерьте сопротивление каждого с каждым. В норме оно равняется 1-7 Омам и свидетельствует об исправности обмотки двигателя.

Типовые неисправности коллекторных двигателей

Изношенные щетки двигателя с коммутатором необходимо своевременно заменить (желательно на оригинальные). Однако что делать, если нет возможности заменить щетки на оригинальные?

Износ щеток во многих случаях можно определить путем визуального осмотра или по интенсивности дуги в коллекторе электродвигателя: либо под нагрузкой (в баке есть белье), либо без нагрузки, в этом случае дуга очень сильная (не по всей длине коллектора). Следует отметить, что такие искры могут возникать и в том случае, если на коллекторе не установлены новые щетки.

Также возможно, что двигатель теряет мощность при сильном износе щеток — например, если барабан стиральной машины с находящимся в нем бельем не «крутится» (если только щетки не прилипли к щеточному основанию — «примерзли»).

Следует отметить, что заменить щетки на щетки от других коллекторных двигателей довольно сложно по ряду причин. Перечислим некоторые из них, а также рассмотрим рекомендации по замене щеток на аналоги.

В других двигателях щетки обычно имеют другую форму и размер — поэтому перед установкой их необходимо соответствующим образом обработать (отшлифовать). Особенностью щеток двигателя стиральной машины является их значительная длина — это затрудняет подбор запасных щеток от других двигателей с выключателями, например, от электроинструментов (рис. 4: слева — щетки с гнездами для щеток от двигателя стиральной машины, справа — щетки с гнездами для щеток от двигателя электроинструмента).

щетки

Рис. 4: Щетки

Вставляя «самодельную» щетку в щеткодержатель, убедитесь, что она свободно (без заеданий) проходит по всей длине рабочего хода без бокового люфта. Боковой люфт может привести к перекосу щетки в щеткодержателе и возможному «заклиниванию» (т.е. застреванию в щеткодержателе и, следовательно, потере контакта с коллектором).

Щетки должны быть изготовлены из так называемого электрографита (смесь сажи, чистого графита и специального связующего, отожженная при температуре около 2500 °C). Этот материал (например, бытовые щетки из электрографита ЭГ-74) имеет твердость (15-50) x 10 7 Па и удельное сопротивление 35-75 мкОм x м.

Более подробную информацию по этому вопросу можно найти в ГОСТ 21888-82. В крайнем случае, в качестве материала для щеток можно использовать обычный мягкий графит — только в этом случае срок службы щеток будет значительно короче.

Известно, что чем жестче щетки (чем медленнее они изнашиваются), тем они долговечнее. При этом следует отметить, что слишком «жесткие» щетки быстро изнашивают коллектор. Скорее всего, истина лежит где-то посередине. Поэтому при определенных условиях предполагается, что материал щеток коллекторных двигателей стиральных машин сторонних производителей имеет параметры, соответствующие приведенным выше результатам.

При выборе аналоговых щеток следует обратить внимание на наличие медного хвостика (если он присутствует на оригинальных щетках). В случае, если щетки были перешлифованы до необходимых размеров (соответствующих оригиналу), рекомендуется использовать прижимную пружину старых щеток.

Не следует использовать копии графитовых щеток с наружным медным покрытием (такие щетки предназначены для электрических машин с низким рабочим напряжением). Причина в том, что медная пыль между ребрами коллектора может вызвать короткое замыкание между ребрами и в конечном итоге привести к поломке ротора.

Межвитковые замыкания (или обрыв) в обмотках статора или ротора

При обрыве или коротком замыкании обмоток могут возникнуть следующие типичные неисправности:

1. 1. Двигатель не работает (обрыв в обмотках статора).

Эта неисправность также может быть вызвана перегревом корпуса двигателя из-за замыкания между витками обмоток. Если температура корпуса высокая (обычно выше 90 °C), должен сработать защитный термостат (он прерывает цепь двигателя). Температура корпуса двигателя не более 70. 80 °C — такая температура может быть достигнута при выполнении так называемых «длинных» циклов работы стиральной машины,

2. потеря мощности двигателя (взаимное замыкание обмоток двигателя).

Эта неисправность может возникнуть, например, когда двигатель не может «провернуть» барабан с загруженным бельем (без белья барабан вращается). Следует отметить, что подобная неисправность может возникнуть также при износе щеток электродвигателя или неисправности фазосдвигающего конденсатора в цепи питания электродвигателя (в старых моделях стиральных машин) — поэтому эти события также следует учитывать при поиске причин потери мощности электродвигателя,

3. отсоединение лопастей ротора.

Если ток в обмотках двигателя резко возрастает (из-за короткого замыкания в обмотках или при блокировке вала двигателя), лопасти в коллекторе нагреваются и отсоединяются (более подробно об этом рассказано ниже).

Разомкнутую обмотку ротора можно легко определить с помощью омметра, подключив его к любой соседней ламели коллектора. Поверните ротор от руки, чтобы проверить сопротивление сегментов ротора — при любом положении вала сопротивление между соседними ламелями должно быть одинаковым (0,1-0,4 Ом). Если сопротивление между некоторыми соседними ламинатами возрастает до 5,9 Ом (или более), возможно, в этой секции произошел обрыв обмотки.

Но не стоит отчаиваться — часто причиной такого события является разрушение одного из ламинатов в месте его соединения с обмоткой (на конце каждого ламината имеется специальный крючок, обеспечивающий соединение с соответствующей частью обмотки ротора). Если причина нарушения контакта заключается именно в этом, дефектный крючок можно аккуратно «прижать».

Хочу отметить, что в таких случаях использование припоя недопустимо, так как не дает ожидаемого результата — при работе двигателя пластины коллектора сильно нагреваются, пайка разрушается (или цепь снова разрывается), а центробежная сила может разнести остатки олова повсюду (с самыми непредсказуемыми последствиями). Кстати, сварка шин может нарушить дисбаланс ротора, что также может привести к повышенной вибрации во время работы.

Также в двигателе могут возникать короткие замыкания обмоток (замыкания между обмотками, например, из-за нарушения изоляции), но с этим ничего нельзя поделать — двигатель нужно заменить или перемотать обмотки. Перемотка обмоток ротора, например, в большинстве случаев даст отрицательный эффект.

Такая работа требует специальной техники, которая может быть выполнена только в заводских условиях.

Следует отметить, что короткое замыкание в обмотках двигателя может вызвать повреждение многих компонентов внутри стиральной машины — подгорание (или полное разрушение) контактов на штекерах и соединительных кабелях электронного блока, повреждение компонентов цепи внутри системы (реверсивных реле, силовых триад, контактных групп командных устройств и т.д.).

Дефекты ламелей коллектора

Отказы коллекторного двигателя из-за разрушения ребер встречаются довольно редко, т.е. отсутствие контакта между ребрами и частями обмотки ротора, а также перегрев и возможное последующее отсоединение ребер.

Ребра крепятся к коллектору с помощью клея и электрически соединяются с секциями обмотки ротора специальными «защелками».

Наиболее распространенным дефектом в ламинатах является обрыв провода секции ротора в месте соединения с одной или другой пластиной (мы подробно обсуждали это выше).

Гораздо хуже, когда лопасти перегреваются и отсоединяются по различным причинам (см. рис. 5).

перегрев и отслоение ротора

Рис. 5: Перегрев и отсоединение ротора

Проблема обычно возникает из-за короткого замыкания в зазоре между лопастями, или короткого замыкания в обмотке якоря, или механического торможения (захвата) ротора, или чрезмерного нагрева (и отсоединения) лопастей при прохождении через них тока, значительно превышающего их номинальное значение.

Торможение ротора двигателя может произойти, например, при блокировке подшипников двигателя или барабана СМ. Такой дефект также возникает, когда потребители в вертикально загруженной машине забывают закрыть заслонки барабана — открытые заслонки препятствуют вращению барабана и, соответственно, якоря двигателя.

В подавляющем большинстве случаев дефекты ребер (перегрев, отсоединение и т.д.) являются результатом других неисправностей двигателя, компонентов стиральной машины или неправильного поведения пользователя.

Если отслоение ребер на коллекторе небольшое (менее 0,5 мм), то этот дефект можно устранить путем вращения коллектора на машине (хотя и не всегда с положительным результатом). Следует иметь в виду, что после этой процедуры в промежутках между пластинами может остаться медная стружка (или пыль), поэтому эти промежутки необходимо тщательно очистить. Кроме того, после поворота коллектора на ребрах могут остаться заусенцы, которые также необходимо удалить.

Визуально определить, что ребра на коллекторе ослабли, очень просто: Если повернуть ротор двигателя рукой, щетки издадут характерный щелкающий звук.

Виды двигателей стиральных машин

Стиральные машины, которые сегодня можно встретить в домах потребителей, могут иметь один из трех типов двигателей:

  • Асинхронный, использовался в старых моделях. Простая конструкция, состоящая из стартера и ротора, имеет низкую себестоимость, работает тихо. Но из-за больших габаритов и невысокого КПД в современных машинах, этот мотор не применяется;
  • Коллекторный, именно этот вид используется в большинстве современных моделях автоматов. Ременная передача вращения от двигателя к барабану. По сравнению с предыдущим видом, имеет меньшие размеры, высокую скорость работы и независим от частоты электрической сети. Основные элементы конструкции: стартер, ротор, тахогенератор, электрощетки. Очень часто ремонт такого двигателя можно произвести самостоятельно;
  • Бесколлекторный или мотор с прямым приводом. Яркий пример современных стиральных машин с этим типом двигателя – модельный ряд LG. Соединен с барабаном напрямую, без ремня. Такой двигатель является трехфазным, коллектор – многополюсным, а ротор на постоянных магнитах. Имеет схожее строение с асинхронным, но меньше по размеру, с высоким КПД, отсюда и дорогая стоимость таких аппаратов.

виды двигателей стиральных машин

Как провести диагностику электродвигателя в домашних условиях?

Коллекторный двигатель легче всего проверить на работоспособность. Его легче снять в домашних условиях и можно проверить без дорогостоящего профессионального оборудования.

Двигатели с прямым приводом требуют системы проверки для диагностики и должны сниматься вместе с баком, так как являются его неотъемлемой частью. Статор прикручен к раме самой стиральной машины, ротор также жестко закреплен и в большинстве случаев не подлежит демонтажу. Эти стиральные машины в большинстве случаев ремонтируются только в сервисных центрах.

Как провести проверку мотора с прямым приводом?

В большинстве случаев проверка такого двигателя возможна только путем анализа неисправностей, отображаемых на дисплее или в сервисном меню стиральной машины. По коду ошибки, отображаемому на экране, можно определить неисправность обмотки, диагностировать неисправность электропитания или неисправную щетку.

Более сложную и профессиональную проверку и ремонт выполняют квалифицированные специалисты с использованием специального лабораторного оборудования и испытательного стенда.

как провести проверку мотора с прямым приводом

Как проверить коллекторный двигатель?

Наиболее часто в современных моделях стиральных машин используется электродвигатель. Проверить коллекторный двигатель стиральной машины можно самостоятельно в домашних условиях. Для начала необходимо извлечь двигатель из корпуса машины. Для этого сначала открутите заднюю или переднюю панель корпуса (в зависимости от модели стиральной машины). Сам мотор находится под баком сзади и крепится к металлической раме штифтами или винтами. Электрическое подключение осуществляется через клеммы, которые легко отсоединяются.

После снятия двигателя необходимо последовательно соединить статор и ротор и подать на их концы сетевое напряжение 220 Вт. Рекомендуется эксплуатировать двигатель через дополнительный балласт. В качестве балласта можно использовать нагревательный резистор, если его эффективное сопротивление составляет не менее 500 Вт. Если после подключения к сети двигатель вращается, а автотрансформатор сильно не нагревается, то на этом этапе можно говорить о нормальной работе двигателя.

Самые часты причины поломки двигателя

  • Вышедшие из строя электрические щетки;
  • Обрыв обмотки в роторе и статоре;
  • Коллекторные ламели.

Замена электощеток

Это проводящие графитовые кубики, провода которых трутся о коллектор.

Причиной замены щеток электродвигателя может быть:

  • потеря вращательной силы барабана или полная его остановка;
  • непривычный шум во время работы стиральной машины.

Наиболее частой причиной поломки является перегрузка бака. Также электрические щетки быстро изнашиваются при работе прядильной машины на максимальной скорости, либо происходит короткое замыкание в обмотках двигателя, проблемы с ремнем, соединяющим двигатель с барабаном, он может сойти со шкива или порваться.

замена электощеток

Визуальный осмотр щеток также покажет, нуждаются ли они в замене. Если они искрят во время работы или на их поверхности есть черный налет, детали следует заменить.

Конечно, это недорогая деталь двигателя, и ремонт может быть выполнен в домашних условиях. Достаточно приобрести подходящую модель щеток в специализированном магазине или сервисном центре. Самое главное — это правильный подбор и замена щеток в стиральной машине, они должны полностью соответствовать типу двигателя, и лучше, если это будет оригинальный комплект от производителя самой стиральной машины.

Требуется замена ламелей

Это часть коллектора, по которой скользят электрические щетки. Они проводят ток через обмотку ротора к двигателю. Сами щетки редко подвергаются износу, но поломка может быть вызвана обрывом шнура в обмотке, к которому прикреплены ребра, или отсоединением щеток.

В большинстве случаев это также происходит из-за неправильной эксплуатации прибора, например, на автоматической машине с вертикальной загрузкой, если процесс стирки был запущен при незакрытых заслонках барабана, или из-за повреждения подшипника.

замена ламелей

Если речь идет о незначительном отслоении, его можно отремонтировать в специальной машине, рассверлив поддон. В домашних условиях с этой задачей справится простая мелкая наждачная бумага. Принцип тот же: пластины шлифуются, а пространство между ними тщательно очищается от пыли и мусора.

Проверить электродвигатель на наличие этой неисправности можно, медленно вращая ротор. Если при этом возникает характерный шум, то причина, скорее всего, в лопастях.

Обрыв или замыкание в обмотке ротора или статора

Это наиболее распространенные причины потери мощности или полной остановки электродвигателя, что может быть следствием:

  • перегрева корпуса электродвигателя, возникшего вследствие коротких замыканий в обмотке. Нормальная температура не должна быть выше 80 градусов, если она поднимается до 90 градусов, срабатывает термостат, останавливающий мотор;
  • нарушение изоляции обмотки. В этом случае ремонт в сервисном центре неизбежен. Чаще всего приходится менять весь двигатель. Делать обмотку заново в домашних условиях не рекомендуется.

обрыв или замыкание в обмотке ротора или статора

Проверяем всю обмотку статора вашего двигателя

Если вы обнаружили обрыв или короткое замыкание в обмотках, то ремонтировать такой двигатель не имеет смысла. Конечно, есть возможность перемотать обмотку, но эта мера дороже, чем покупка новой обмотки. Поэтому в случае такого дефекта следует полностью заменить двигатель или заменить саму неисправную деталь. Последнее возможно, если вы можете купить такую деталь, например, только ротор или только статор.

  • Раз в полгода-год проверяйте состояние смазки подшипников мотора. Если она на исходе, очистите вал от остатков старой смазки и добавьте новую. Не используйте индустриальное масло – оно быстро высыхает при 50-80 градусах.
  • Не перегружайте машину, «гоняя» её на пределе. Если модель предусматривает 7 кг белья, нагрузите на 5-6 кг.
  • Снизьте обороты во время отжима, особенно когда белья много (околопредельный вес). Вместо 1000 оборотов в минуту лучше использовать 400-600.
  • Лёгкие вещи требуют освежающей стирки – один основной цикл, одно полоскание, один отжим. Не затягивайте стирку на 3 часа, когда загрязнения белья невелики. Если есть сушилка и утюг, можно не пользоваться режимом сушки и лёгкой глажки.
  • Зафиксируйте машину, установив её в небольшое углубление, на сантиметр «утопив» ножки в пол. На высоких оборотах она не сдвинется с места.
  • Не подвешивайте СМА на кронштейнах над полом, даже если стена выполнена из железобетона. Поймав резонанс при тряске во время отжима белья, можно и дом завалить.
  • Если питающее напряжение в вашей сети часто меняется, используйте высокомощный стабилизатор или ИБП, выдающий стабильные 220 вольт.
  • При проверке двигателя на работоспособность включайте его последовательно через ТЭН машины – неисправные обмотки будут сохранены, так как в случае их малого сопротивления, замыканий спираль ТЭНа будет быстро нагреваться.
  • В проводке (линии) розетки, в которую включается СМА, должен задействоваться дополнительный дифавтомат.

Стиральная машина, как и любой другой бытовой прибор, нуждается в бережном отношении и своевременном обслуживании. Тогда она будет работать 10-20 лет без особых проблем.

Как проверить двигатель стиральной машины, приведено ниже.

Проверим состояние щеток

Обязательно обратите внимание на электрические щетки. Они расположены по обе стороны корпуса и воспринимают силы трения, исходящие от двигателя. Угольные наконечники принимают на себя вес, со временем они изнашиваются и требуют замены. Чтобы проверить их, действуйте следующим образом:

как проверить и отремонтировать двигатель стиральной машины. как проверить двигатель стиральной машины. 4

  • откручиваем удерживающие болтики.
  • сжимаем пружину и снимаем щетки.
  • разбираем корпус каждой щетки.
  • оцениваем состояние угольных наконечников. Если их длина менее 1,5 см – меняем на новые.

Электрические щетки всегда заменяются парами, даже если одна из них совершенно новая.

Если щетки износились, следует купить новые. В идеале, отнесите старые щетки в магазин и купите аналогичные запасные щетки. Электрические щетки устанавливаются в обратном порядке в соответствии с привычной инструкцией.

Проверка ламелей

Маленькие пластины, передающие ток через щетки, не подвержены износу, но если двигатель заклинит, они могут отсоединиться от вала, к которому прикреплены. В случае незначительного отсоединения (0,5 мм) могут возникнуть множественные отслоения. В этом случае для удаления ребер следует использовать тонкую наждачную бумагу.

Оцените статью
strourem.ru
Добавить комментарий